Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Идейно-художественный анализ
стихотворения Андрея Усачева "Папавоз"

Токарева Валентина Петровна 
1.Знакомство с автором
    Андрей Алексеевич Усачев — детский писатель. Родился 5 июля 1958 года в Москве. Учился в Московском институте электронной техники, однако после четвертого курса перешел на филологический факультет Тверского государственного университета.
     Прежде чем стать профессиональным писателем, сменил немало работ и должностей: был дворником, сторожем, охранником, музыкантом в ресторане, редактором журнала «Веселые картинки».
     Публикуется с 1985 года. В 1990 году его сборник стихов "Если бросить камень вверх" был удостоен первой премии на Всероссийcком конкурсе молодых писателей для детей.
     На следующий год был принят в члены Союза писателей. Довольно быстро Усачев стал одним из наиболее популярных авторов в отечественной детской литературе.
     В 2005 году как автор детских песен он был удостоен премии "Золотой Остап", а созданная им вместе художником Виктором Чижиковым книга «333 кота» победила в номинации "Вместе с книгой мы растем" на конкурсе "Книга года".
     На следующий год стал лауреатом международного конкурса "Петя и волк-2006" за лучшее произведение для детей.
      А.А.Усачев говорит, что «писать для детей гораздо выгоднее, чем для взрослых, потому что, во-первых, дети, в отличие от взрослых, рвут книги (взрослые, правда, их иногда сжигают, но реже), потом - в детской книге есть рисунки, и мы часто покупаем ту же сказку, но в другом оформлении (а ведь никому не придет в голову покупать другого Толстого с другими рисунками). Поэтому детский писатель - это профессия, а взрослый - нет. А если серьезно, то детская книга - важнее всего остального, потому что все с этого начинается.»
         Произведения этого автора оказывают не только эмоциональное воздействие на ребенка, что присуще игровой литературе, но и отражают темы, взятые из жизни своего читателя.
 
2. Художественный образ.
Тема, идея произведения
 
         В стихотворении А.Усачева «Паповоз» поднимается тема отношений между взрослыми и детьми.  Через детскую игру воспитывается чувство любви и уважение к близким и родным людям, поощряются и поддерживаются эмоциональные реакции на придумывание разных интересных и познавательных игр с детьми.
 
3. Конфликт
        Автор хорошо улавливает особенности языка маленьких детей, понимая, что многие слова детям свойственно придумывать самим. В своих стихах он выражает их мироощущение, детский взгляд на мир.
         Стихотворение «Паповоз» - веселое, наивное, доброе, поучительное. И для детей, и для взрослых. Оно о современной жизни, динамичное, увлекательное. Оно об игре, но приобщающее к проблемам, волнующим и взрослых и детей.
         Главное, что взрослые в нем не оттолкнули в своих придумках ребенка, поддержали, не ругали, не показывали свое превосходство над ним, а были с ним рядом, проявили соучастие.
         Когда становится очень скучно, всегда хочется сделать что-нибудь интересное. А когда хочешь сделать что-нибудь интересное, что-нибудь обязательно да получится. А когда что-нибудь получается, всегда начинаешь думать: что же это получилось? А когда начинаешь думать, почему-то становишься умнее.
         А. Усачев» «Самое тяжелое у человека – мысли. И если их выгнать из головы все до одной – можно взлететь». Детям это свойственно. А будет ли ребенок «летать» во многом зависит от родителей.
 
4. Композиция. Сюжет.
Основные элементы сюжета
Экспозиция:
          Папа и мальчик играли в квартире.
«Мы играли в паповоз,
В самый быстрый паповоз,
В самый лучший паповоз:
Ехал я, а папа — вёз.

Долго он не соглашался,
Не хотел пыхтеть всерьез….»
 
Завязка действия:
         Папа и мальчик играли в квартире неаккуратно. Они уронили шкаф, кресло. Поэтому выбегают играть во двор.
«А потом как разошелся —
И поехал, и повёз!

Сбили шкаф.
Упало кресло.
Стало нам в квартире тесно.
Отправляемся во двор
И летим во весь опор!»

 
Развитие действия:
Паповоз был очень быстрым.  Смогли обогнать машину, поезд, самолет. И повидать много стран. Они смогли даже добежать до государственной границы, до океана!!!
«Вот так папа!
Ну и скорость!
Обошли машину, поезд,
Догоняем самолет,
Вырываемся вперед!

Паповоз как ветер мчится
К государственной границе —
Только пыль летит в глаза…
Проскочили за границу —
Надо ж было так случиться —
Отказали тормоза!

Даже вспомнить невозможно,
Сколько видели мы стран…
Вдруг навстречу — знак дорожный:
ОСТОРОЖНО, ОКЕАН!.

 
 
Кульминация:
Надо что-то предпринимать!  И папа превращается в папоход. Но увидев на пути айсберг, он уже ПАПОЛЕТ!!!!
«Папа, не сбавляя ходу,
Рассекает грудью воду
И — подняв волну, плывёт —
Настоящий папоход!

Из тумана перед нами
Айсберг вырос, как гора…
Папоход взмахнул руками,
Паполёт летит —
Ура!»

 
Развязка:
Они летят над разными странами. Но вдруг вспоминают, что им нужно домой. Их ждет мама, на ужин. А это важнее всего! Боясь опоздать, они летели очень быстро и мальчик потерял башмак
Они успели прилететь домой, рассказали, как играли в паповоз. Мама выразила желание лететь с ними на следующие выходные на Луну.
 
«Пролетая над Китаем,
Папа вспомнил вдруг:
— Постой!
Мы на ужин опоздаем,
Возвращаемся домой!

Мы летели как ракета.
Мы домой спешили так,
Что в предгории Тибета
У меня слетел башмак…

Крикнул!..
Но уже полмира
Пронеслось внизу в огнях.

Вот наш город.
Дом.
Квартира.
Маму встретили в дверях.

Мама очень удивилась:
— Где вы были?
Что случилось?
Паповоз встает с колес:
-Мы играли в ПАПОВОЗ!
Побывали в разных странах,
Посмотрели белый свет…

— В общем, так! — сказала мама. —
В выходной, — сказала мама, —
Я лечу, — сказала мама, —
Вместе с вами на Луну.»

 
5. Жанр. Стиль. Язык литературного произведения
          А.А. Усачев, адресуя свои произведения маленькому читателю или слушателю, часто стилизует свою стихотворную речь под речь ребенка, для которой характерными чертами являются коверканье слов, искажение фонетического облика слова, а также активное словотворчество.
          Поэт использует словосложение в результате соединения двух мотивирующих слов.
Мы играли в папо-воз,
В самый быстрый папо-воз,
 В самый лучший папо-воз:
 Ехал я, а папа – вёз.
Папа, не сбавляя ходу,
Рассекает грудью воду
И – подняв волну, плывёт –
Настоящий папо-ход!
Из тумана перед нами
 Айсберг вырос, как гора..
 Папо-ход взмахнул руками,
 Папо-лёт летит –
Ура! 
        Окказионализм «паповоз», созданный по аналогии со словом «паровоз», на фоне канонического слова приобретает необычайную выразительность, привлекает к себе внимание.
          В стихотворении автор продолжает этот ряд, пополняя его такими новообразованиями, как папоход –пароход, паполет –самолет. Подобные новообразования одновременно выполняют и номинативную функцию – называет «новое транспортное средство в игре с ребенком – папу», и изобразительно-выразительную, и комическую. Игра со словом привела к появлению новых единиц «паповоз», «папоход», «паполет», по внешней форме напоминающих детскую речь, и по этой самой причине понятных ребенку.
 
ДЕЙСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ
Стихотворения Андрея Усачева «Паповоз»

 
Событие Текст автора Исполнительская задача
 
Экспозиция
Мы играли в паповоз,
В самый быстрый паповоз,
В самый лучший паповоз:
Ехал я, а папа — вёз.
Долго он не соглашался,
Не хотел пыхтеть всерьез….
Возрадоваться
 
 
 
 
Пожурить
Завязка действия А потом как разошелся —
И поехал, и повёз!
Сбили шкаф.
Упало кресло.
Стало нам в квартире тесно.
Отправляемся во двор
И летим во весь опор!
Расхвалить
Развитие действия Вот так папа!
Ну и скорость!
Обошли машину, поезд,
Догоняем самолет,
Вырываемся вперед!
Паповоз как ветер мчится
К государственной границе —
Только пыль летит в глаза…
Проскочили за границу —
Надо ж было так случиться —
Отказали тормоза!
Даже вспомнить невозможно,
Сколько видели мы стран…
Вдруг навстречу — знак дорожный:
ОСТОРОЖНО, ОКЕАН
Вознести до небес
Кульминация Папа, не сбавляя ходу,
Рассекает грудью воду
И — подняв волну, плывёт —
Настоящий папоход!
Из тумана перед нами
Айсберг вырос, как гора…
Папоход взмахнул руками,
Паполёт летит —
Ура!

 
Ахнуть от восхищения
Развязка Пролетая над Китаем,
Папа вспомнил вдруг:
— Постой!
Мы на ужин опоздаем,
Возвращаемся домой!
Мы летели как ракета.
Мы домой спешили так,
Что в предгории Тибета
У меня слетел башмак…
Крикнул!..
Но уже полмира
Пронеслось внизу в огнях.
Вот наш город.
Дом.
Квартира.
Маму встретили в дверях.
Мама очень удивилась:
— Где вы были?
Что случилось?
Паповоз встает с колес:
-Мы играли в ПАПОВОЗ!
Побывали в разных странах,
Посмотрели белый свет…
— В общем, так! — сказала мама. —
В выходной, — сказала мама, —
Я лечу, — сказала мама, —
Вместе с вами на Луну
Встревожиться
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Опасаться
 
 
 
 
 
Нервничать
 
 
 
 
 
 
 
Возблагодарить
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»